История Красноармейска началась с... решение Министерства путей сообщения России купить у тогдашней Гришинской крестьянской общины Бахмутского уезда Екатеринославской губернии участок земли для строительства железной дороги. Именно здесь произошло это событие в 1875 году, который и считается датой основания Красноармейска, хотя, наверно, тогда никто и не думал, что пристанционный поселок Гришино превратится когда-то в промышленный город с многотысячным населением...
Но строилась железная дорога, а вместе с ней быстро перестраивался и поселок Гришино. Уже через шесть лет, в 1881-м, здесь появилось паровозное депо, которое стало одним из главных паровозоремонтных предприятий Екатеринославской железной дороги. Еще через два года, в 1883-м, выросло здание вокзала, центральная часть которого сохранилась до наших дней. И наконец, в мае 1884 года через станцию Гришино пошли первые поезда — железная дорога начала действовать.
Понятно, что центром поселка стала привокзальная площадь: здесь построили церковь с церковно-приходской школой, которая после Октябрьской революции была преобразована на клуб и библиотеку. Кстати, в этих стенах начинал свою педагогическую деятельность учителем пения известный впоследствии украинский композитор Николай Дмитриевич Леонтович. Это действительно здесь, в Гришино, он создал первый в Украине рабочий хор и сделал лучшие свои обработки украинских народных песен "Щедрик" и "Казака несуть".
Красноармейцы и сегодня хранят память о выдающемся композиторе, которая отмечена мемориальной доской, прикрепленной на центральной части вокзального здания.
Но вернемся опять на самое начало XX века, когда поселок Гришино насчитывал две тысячи жителей, подавляющее большинство которых так или иначе было связано с железной дорогой. На то время почти 800 человек работало на предприятиях железнодорожного транспорта и, по-видимому, такое же количество составляли члены их семей. Так вот поселок с полным правом считался железнодорожным, хотя с оживлением промышленного производства, которое началось в 1890 году, здесь постепенно начали появляться и новые предприятия — чугунолитейный и пивоваренный заводы, в 1900 году уже действовали слесарно-токарные мастерские, три паровые мельницы, кирпичный и мыловаренный заводы, маслодельня. Открылось отделение Петербуржского коммерческого банка. А вокруг поселка возникли шахты: сначала — "Лысая гора", а затем — № 19 и 20.
Между тем поселок рос, а значит, как-то обустраивался, застраивались улицы, закладывались парки и скверы, открывались магазины.
В 1913 году началось сооружение железнодорожного пути Рутченковое — Гришино, а через год было закончено строительство железнодорожной ветки, что соединила Новоэкономический рудник со станцией Гришино. На то время грузооборот станции составлял 182473 тонны. В самом же поселке насчитывалось 413 дворов, а население составляло 4465 лиц. Здесь работало двое частных врачей, которые и оказывали медицинскую помощь жителям, функционировало двуклассное железнодорожное училище и открылись земская и частная двуклассные школы.
Революция, Первая мировые и гражданские войны нанесли экономике края значительных убытков. Возобновление разрушенного хозяйства, особенно железнодорожного транспорта, требовало больших усилий. Жители поселка проводили субботники и воскресники на шахтах, ремонтировали паровозы, занимались благоустройством посёлка. Работа подвигалась тяжело, потому что трудности восстановительного периода усилились в 1921—1922 годах такой бедой, как голод. И все же до 1925 года отстроили паровозное депо, кирпичный завод, мельницы и некоторые мелкие предприятия. Грузооборот станции Гришино, на которой тогда работало свыше 1200 рабочих, превысил уровень 1913 года почти вдвое. Рабочий парк депо насчитывал 37 паровозов, а Гришинское рудоуправление, основанное в 1922 году, объединяло шесть шахт, которые в 1925—1926 годах добыли свыше 400 тысяч тонн угля.
Периодом интенсивного индустриально-экономического развития стало для будущего города довоенное десятилетие.
На новые высоты производительности вышли угольные предприятия. Уже в 1939 году коллектив шахты им. Т. Г. Шевченко за высокие достижения было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Совершенствовался и железнодорожный транспорт, где основной тягловой силой стали новые паровозы серии "ФД"; ввели в строй также новую железнодорожную линию Постишево - Павлоград (поселок тогда уже изменил свое название), а в 1936 году вступило в строй вагонное депо. Быстрыми темпами развивалось производство - еще в октябре 1931 года на околице Гришино началось строительство динасового завода, который через два года выдал первую продукцию — огнеупоры.
13 марта 1938 года произошло примечательное для жителей Постишева событие — поселку был предоставлен статус города, который получил название Красноармейск.
В те времена это уже был зеленый, достаточно благоустроенный, уютный населенный пункт, жизнь которого протекала в рабочих буднях и обычных человеческих хлопотах: работали предприятия, учебные заведения и учреждения, расширялась сфера услуг, в выходные дни в городском парке играл духовой оркестр — шла спокойная мирная жизнь... Но 22 июня 1941 года город, как и вся страна, вздрогнул от страшной вести — началась Великая Отечественная война... И жизнь потекла за ее суровыми законами: в Красноармейске были созданы истребительный батальон, отряд народного ополчения, действовали разведывательная группа штаба Южного фронта под руководством П. С. Шумка, подпольный райком партии и три партизанских отряда. Однако первые месяцы войны стали для Советской Армии особенно тяжелыми — немцы наступали, прорывая отчаянную оборону наших бойцов, и 21 октября 1941 года фашисты вошли в Красноармейске. Сразу же немецкие захватчики установили здесь "новый порядок", неся разруху, голод, издевательство, смерть. На территории города появилось три концлагеря, куда оккупанты сгоняли "непокорных". "Новый порядок", которому жители города, как могли, оказывали сопротивление, просуществовал до 11 февраля 1943 года. Именно в этот день в Красноармейск с боями вошли танкисты - кантемировцы, бойцы мотострелковой бригады и лыжники. Кровавые бои за город длились 12 дней, наши части понесли тяжелые потери. Во время февральских событий погибли гвардии полковники В. И. Шибанков и Ф. Г. Лихачев, гвардии подполковник Г. Ф. Щербак, гвардии майоры О. О. Клушин, В. И. Бажин, В. А. Зипир. Силы были неравные — фашисты бросили на город отборные части и мощную технику и 23 февраля опять захватили Красноармейске. Старожилы и до сих пор помнят жестокие февральские битвы, после которых Красноармейск назвали городом расстрелянных улиц. Еще полгода властвовали оккупанты на территории города, расстреливая, вешая, закапывая живыми мирных жителей. Окончательно Красноармейск освобождено от немецких захватчиков 8 сентября 1943 года, и теперь этот день всегда торжественно отмечается — Красноармейцы отдают почет памяти тем, кто полил их землю своей кровью. Дорогой ценой досталась Победа. Свыше 1000 жителей Красноармейска было повешено, расстреляно и живьем закопано немцами в противотанковом рве. 8295 советских воинов навсегда остались в Красноармейской земле, погибнув в боях за ее освобождение. 4788 наших земляков легли на фронтах Великой Отечественной войны. Сотни из них — и погибшие, и те, кому повезло выжить, прослыли героизмом и мужеством, за что отмеченные орденами и медалями. Звание Героя Советского Союза (посмертно) удостоенные гвардии полковник В. И. Шибанков за боевые действия во время освобождения Красноармейска и житель нашего города, сержант П. Т. Волков, наш земляк И. Я. Сук в годы войны стал Героем Социалистического Труда. Тремя орденами Славы награжденны Красноармейцы Л. О. Гончаров, который был на войне бесстрашным разведчиком, и родинчанин С. П. Романов — мужественный командир зенитного полка. Не перечислить всех тех, кто отметился в Великой Отечественной, не испортил честь родного города и его славных традиций... И еще одного героя вырастила Красноармейская земля — в 1940 году слесаря В. Ф. Демуру было удостоено Золотой Звезды Героя Советского Союза за боевые действия против белофиннов. К сожалению, тоже — посмертно.
Нелегко было возвращаться к мирной жизни — оккупация и военные действия нанесли Красноармейску убытки на 1 миллиард карбованцев, были выведены из строя паровозное и вагонное депо, снято свыше 300 километров путей, разрушено все мастерские и электрическое хозяйство железнодорожного участка, швейную фабрику, кирпичный, динасовый и хлебозаводы, мельницы, высажена в воздух районная электроподстанция. Полностью лежали в руинах 1827 домов с 4064, 9 с 12 школ, все медицинские заведения, детские садики, магазины, составы и тому подобное. Казалось, что отстроить все это, возродить и поднять из руин можно будет лишь через многие десятилетия. Но каждый житель Красноармейска был преисполнен решительности как можно быстрее браться за работу, чтобы вдохнуть жизнь в изувеченное тело родного города. И уже в первые послевоенные месяцы в локомотивном депо отстроили цеха теплого и холодного промывания паровозов, наладили ежемесячный средний ремонт около 150 вагонов и капитальный ремонт паровозов, обеспечив таким образом быстрое движение грузов.
Значительными темпами отстраивались и предприятия угледобывающей промышленности. Они оснащались новой высокопродуктивной техникой: на шахты поступили угольные комбайны "Донбасс", новые электровозы, породопогрузочные машины. А вскоре поднялись все промышленные предприятия города, учебные и медицинские заведения, клубы и библиотеки — Красноармейск вернулся к нормальной жизни в четком и согласованном рабочем ритме.
В пятидесятых годах в городе развернулось большое промышленное и жилищное строительство. В 1951 году создан трест "Красноармейскшахтострой", в 1955-м — трест "Красноармейскжилстрой". Комбинат крупнопанельного домостроения ежегодно поставлял на строительные площадки региона детали 58-квартирных домов. Динасовый завод им. Ф. Дзержинского расширил ассортимент своей продукции и вышел на мировой рынок — красноармейские огнеупоры имели спрос в Польше, Болгарии, Венгрии, Румынии, Турции, на Кубе и в других странах. Техническая перестройка состоялась и на железнодорожном транспорте: паровозы полностью заменены на мощные электровозы и тепловозы, а деревянные шпалы — на железобетонные.
Возродилась и культурная жизнь города — на протяжении первых послевоенных годов в Красноармейске было построено 6 школ, кинотеатр "Мир", 4 клуба, Дом пионеров, музыкальная школа. Появилась станция юных техников, открылись такие учебные заведения, как педагогическое училище, где учились свыше 500 учеников, а осенью 1959 года открылись двери для первых студентов общетехнический факультет Днепропетровского горного института им. Артема, которого позже подчинили Донецкому политехническому институту.
В городе открыли в те годы также районную больницу, 3 поликлиники, 5 аптек.
С января 1963 года начинается новый этап в истории города — он становится городом областного подчинения и получает свое нынешнее название — Красноармейск. Конец 1960 — начало 1970-х годов отмечено бурным ростом жилищного и социально-культурного строительства. Город перестраивался на глазах, был заложен жилищный массив, который получил название микрорайона "Южный", появились первые девятиэтажки, изменялся вид центральной части Красноармейска, где рядом с сооружениями старой застройки вырастали, органически вписываясь в архитектурный стиль города, новые современные здания.
Четко очертился административный центр Красноармейска: его деловой ячейкой стала площадь Шибанкова, где сегодня расположенные городские и районные советы и исполкомы, управление социальной защиты населения, городской архив и ряд других учреждений. Просторный четырехугольник площади, центр которой преобразован на небольшой упорядоченный сквер с тенистыми деревьями и цветниками, завершает массивное сооружение из стекла и бетона — Дворец культуры шахты "Красноармейская - Западная" № 1, где проходят все торжественные события, происходят концерты и другие массовые культурные мероприятия.
Площадь стала любимым местом отдыха студентов Красноармейского филиала Донецкого Национального Технического Университета, главный корпус которого расположен здесь же. От площади к самой южной околице Красноармейска протянулся стремительной стрелой проспект, названный в честь шахтостроителей, где разместились популярные среди жителей города магазины и кафе. Если пройти проспектом от начала до конца, то перед глазами встанет прекрасная панорама: с противоположной стороны автострады берут начало городские микрорайоны — "Южный", "Шахтерский", "Солнечный". Одним из последних в этой части города был построен микрорайон "Лазурный". А в самом центре Красноармейска в конце 1980-х вырос еще один микрорайон с символическим для шахтерского города названием "Горняк", застроенный лишь девятиэтажками. В микрорайонах расположились торговые центры, школы, аптеки, спортивные площадки.
Через центр Красноармейска пролегают несколько улиц, которые соединяют его восточные и западные околицы. Это улицы Ленина, Свердлова, Шота, 40-летие Октября, более самыми старыми из которых являются улицы Шота и Ленина: они заложены еще в поселке Гришино и когда-то имели названия Железнодорожная и Таганрогская. Сегодня значительная их часть состоит из частной застройки, однако здесь есть и учреждения, заведения, магазины. На улице Шота разместился привокзальный рынок, с которого есть выход просто на перроны железнодорожного вокзала. На этой улице хорошо сохранились те двухэтажные дома, с которых начинался поселок. Они вроде бы олицетворяют историю, застывшую в суровых пропорциях непритязательной и четкой архитектуры. Одна из центральных улиц Красноармейска — улица Горького, которая тоже выходит на автостраду вблизи одной из городских достопримечательностей — мемориала воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Камень на месте мемориала был заложен несколько десятилетий назад, и возведен памятник 1995 года, и теперь он стал своеобразной визитной карточкой города, его символом.
Современный Красноармейск в последние годы все больше и больше приобретает вид небольшого европейского города: появляются новые места для отдыха, разветвляется сеть услуг, упорядочиваются улицы. Определенную роль начинает играть в его экономике частный бизнес. Вместе с тем Красноармейск остается промышленным городом — сегодня на его территории функционируют 20 предприятий, что принадлежат до шести основных отраслей промышленности. Тут работают 5 заводов машиностроительного направления, 2 предприятия производящие строительные материалы, швейная фабрика, хлебозавод, молокозавод, мясокомбинат, пищевкусовая фабрика, продукция которой известна своим высоким качеством далеко за пределами региона. В городе 15 специализированных предприятий службы быта, 180 магазинов, 72 объекта общественного питания - столовые, бары, кафе, рестораны.
Как и ранее, железнодорожные предприятия играют в жизни Красноармейска немалую роль, ведь он остается мощным и важным транспортным узлом. Однако в последние годы приоритетной стала все же угольная отрасль, особенно с введением в эксплуатацию современной перспективной шахты "Красноармейская - Западная" № 1. Сегодня это государственное открытое акционерное общество, продукцией которого является высококачественный коксовый уголь марки "К".
Еще одно угледобывающее предприятие — Государственная холдинговая компания "Шахта "Краснолиманска" за свою продукцию получила международный приз "За лучшую торговую марку-98", Золотой приз Америки за качество и многие другие награды. Шахты "Красноармейская - Западная" № 1 и "Краснолиманска" по праву можно считать гордостью не только города, но и всей Украины, поскольку они принадлежат к лучшим угольным предприятиям государства. Среднегодовая добыча угля этих шахт превышает 2 миллиона тонн каждая.
Здесь работает значительная часть мужского населения города, всего же они обеспечивают почти 11 тысяч рабочих мест. Также ритмично работает центральная обогатительная фабрика "Краснолиманская", действует шахта "Родинская". Именно высоким уровнем развития угольной промышленности обусловлен тот факт, что Красноармейск входит в Ассоциацию городов Украины. Чуть ли не важнейшим для его перспективы является признание Красноармейска городом приоритетного развития, что дает надежду в будущем на внедрение наукоемких, энергоемких и ресурсоемких, экологически чистых технологий, строительство новых блоков шахт "Краснолиманская" и "Красноармейская - Западная" № 1, возрождение нормальной работы местных предприятий машиностроения и легкой промышленности, последующее развитие предприятий пищевой промышленности и тому подобное.
Понятно, что для позитивных сдвигов в экономике и социальной сфере предприятия города нуждаются в значительных инвестициях, и работа в этом направлении ведется постоянно. Красноармейск — город-рабочий, но его жителям всегда есть где провести часы досуга — в центре раскинулся Парк культуры и отдыха им. Горького, на чьих тенистых аллеях летом всегда прохладно и уютно, а на южной околице города территорию в несколько гектаров занимает парк "Юбилейный", что тянется над каскадом городских озёр — является любимым местом летнего отдыха горожан. В парке работают аттракционы, есть стадион, где в праздничные дни проходят соревнования и показательные выступления спортсменов, оборудованы детские игровые и спортивные площадки. Кстати, город имеет давние спортивные традиции.
Здесь на базе детско-юношеской спортивной школы постоянно происходят турниры, в том числе и международные, а воспитанники городской ДЮСШ и спортклуба "Факел" не раз становились призерами и чемпионами не только всеукраинских, но и соревнований европейского уровня.
Для жителей Красноармейска работают 10 библиотек, 2 клуба, исторический музей, в фондах которого собраны 7 тысяч экспонатов. Юные горожане приобретают знания в 16 общеобразовательных школах, а для желающих получить музыкальное образование есть две музыкальные школы. Шесть лет назад в городе основан горнотехнический лицей "Надежда", воспитанники которого уже не раз с достоинством защищали его научную честь на конкурсах Малой академии наук. Наименьшие Красноармейцы имеют возможность посещать дошкольные заведения, которых в городе насчитывается 25. 11 из них принадлежат к системе Министерства образования Украины, остальные — ведомственные, и о них беспокоятся предприятия.
Каким бы желаемым не был край и какой бы плодовитой не была наша земля, однако наибольшее ее богатство — это люди. Именно они творят историю, вершат подвиги, возводят город, садят деревья. Красноармейск по праву может гордиться своими земляками, потому что эта земля воспитала многих выдающихся людей. Помощником машиниста паровоза начинал здесь свой трудовой путь Г. В. Голдин, который позже занимал должность министра строительства предприятий тяжелой промышленности прежнего СССР; слесарь паровозного депо Г. К. Холодов связал свою последующую жизнь со службой в военно-морских силах, стал доктором военно-морских наук, контр-адмиралом; от рядового Красной Армии к Маршалу Советского Союза прошел путь другой наш земляк, дважды Герой Советского Союза К. С. Москаленко, чей бюст установлен в центре города. А сколько красноармейцев прослыло мужеством и героизмом во время войны, сколько отметилось трудовыми подвигами! Среди них Герои Советского Союза В. И. Шибанков, П. Т. Волков и В. Ф. Демура, полные кавалеры орденов Славы Л. О. Гончаров и С. П. Романов, Герои Социалистического Труда И. Я. Сук, Т. С. Коханов, В. Я. Сокологорский, 1.1. Калаець, Г. В. Мовчан, Г. Г. Климов, К. Ф. Новак, кавалеры ордена Ленина С. Г. Климов и ордена Трудового Красного Флага Г. И. Васин и много-много других, кто вписал свою страницу в историю родного города. Красноармейцы уважают эту историю, увековечив ее летопись в памятниках и достопримечательностях, в названиях улиц, площадей и переулков — в городе построены 38 памятников истории и культуры. Имя легендарного комбрига 14-й гвардейской танковой бригады Героя Советского Союза В. И. Шибанкова носит центральная площадь города, где на постаменте навечно застыла "тридцатьчетвёрка", а у подножия памятника пылает Вечный огонь. Есть в городе улицы Лихачева, Демуры, Волкова, есть поселок Щербака, тоже названный в честь погибшего воина.
Сегодняшний день Красноармейска состоит из будничных производственных и деловых проблем. Здесь работают 4 отделения и филиал коммерческих банков, которые занимают ведущие позиции на финансовом рынке Украины — акционерно-коммерческого промышленно-инвестиционного банка, акционерно-коммерческого банка социального развития "Укрсоцбанк", Агропромышленного банка "Украина", Государственного специализированного коммерческого Сберегательного банка Украины и коммерческого банка "Приватбанк". Они предоставляют клиентам полный спектр банковских услуг. А страховые услуги предлагают жителям города филиалы страховых компаний "АСКО - Донбасс Северный" и "Оранта-Донбасс", которые обеспечивают страхование каких-нибудь имущественных интересов горожан.
Хронику Красноармейска и региона вот уже восемьдесят лет освещает региональная газета "Маяк", а недавно в информационном пространстве города появились еще два печатных издания — газеты "Телескоп" и "Орбита". Каждый вечер на экранах телевизоров транслируются передачи городской телекомпании "Орбита", которые могут смотреть также жители других населенных пунктов Донецкой области.
Если посмотреть на город сверху, не обязательно с высоты птичьего полёта, а всего лишь с последнего этажа высотного дома, то в теплое время года он похоже на большой зеленый сад. Это город каштанов и берез, стройных тополей и цветущих акаций, город терриконов и вечного перестука вагонных колес. За свою 120-ю историю Красноармейск изменялся, рос, перестраивался и приобретал современный вид. Жизнь его многогранна, и в нем сегодня отражены все те проблемы, которыми живет и наша страна, ведь Красноармейск — не просто точка на географической карте, а неотделимая частица независимого государства, которое переживает сейчас нелегкие времена становление и выходит на новые пути развития.
И все же рубеж третьего тысячелетия Красноармейск пересекает уверенно, потому что основания для этого есть и горизонты у города хоть и не безоблачные, но хорошо видные. А самое главное, по-видимому, то, что люди стремятся достичь этого горизонта, чтобы за ним увидеть следующий... Кто знает, сколько еще у города впереди таких горизонтов. Хочется, чтобы было их бессчетное количество — и житейских, и угольных... И пусть последняя страница городской хроники никогда не будет написана, пусть грядущие летописцы никогда не поставят последней точки под другими своими рассказами о нашем родном городе — Красноармейск.